В августе Яндекс предупредил о том, что тематический индекс цитирования (тИЦ) исчезнет до начала сентября, его заменит ИКС — индекс качества сайта.
В Яндекс Вебмастере посмотреть обновленный параметр можно с 31 августа. В статье расскажем, чем ИКС отличается от тИЦ, и как он повлияет на продвижение интернет-ресурсов.
Чем отличается ИКС от тИЦ
Тематический индекс цитирования
Использовали для косвенной оценки авторитетности сайта. Рассчитывался по объему ссылочной массы. А также по качеству внешних ссылок, определяемому с учетом тИЦ ссылающегося ресурса, близости его тематики, естественности и полезности. Продажа ссылок и искусственная накрутка тИЦ приводили к аннулированию показателя.
У тИЦ не было четкой периодичности обновления. Следующий апдейт мог произойти через 2–3 недели после предыдущего или задержаться на 2–3 месяца. Последнее обновление было в ноябре 2017 года, поэтому большинство вебмастеров были готовы к тому, что тИЦ отменят.
Индекс качества сайта
Показывает качество сайта, то есть его пользу и удобство для аудитории. Учитывает количество посетителей, поведенческие характеристики, юзабилити, множество других факторов. Позже для расчета начнут использовать и информацию о компании, которой принадлежит ресурс. Ее будут получать из других сервисов Яндекса (Карты, Афиша, Дзен) и из поисковых систем.
Яндекс держит в секрете точный список характеристик, влияющих на величину ИКС, чтобы исключить его накрутку. Порядок расчета будет изменяться с добавлением новых факторов, поэтому показатель пока в режиме бета-тестирования.
Запланированы ежемесячные обновления ИКС. Отслеживайте перемены в Яндекс Вебмастере — в том же блоке, где показывали тИЦ.
ИКС вместо тИЦ в Яндекс Вебмастере
Возможна аннуляция ИКС, если Яндекс обнаружит нарушения на сайте или попытки накрутки показателя.
Как изменится выдача после введения ИКС
Ссылочный профиль всегда был лишь одним из десятков факторов ранжирования. Ресурсы с тИЦ10 нередко опережали в выдаче «тяжеловесов». Последние 5 лет влияние показателя на выдачу было настолько слабым, что можно говорить о его полном отсутствии.
При расчете ИКС алгоритм Яндекса использует принципы, аналогичные тем, что заложены в механизм ранжирования. Нет никакого смысла учитывать их повторно, поэтому показатель никак не связан с выдачей. |
По словам Елены Першиной, менеджера по маркетингу сервисов Яндекса для вебмастеров, «выкатка» ИКС — это просто обнародование тех данных, которые были собраны за предыдущий период. Действительно, выдача в момент введения нового параметра не изменилась.
Что мы ожидаем от введения нового показателя:
- Наглядную оценку общего качества сайта. Если тИЦ увеличивался только с наращиванием числа ссылок, то рост ИКС можно рассматривать как результат комплексной работы. Владельцу ресурса сразу видно, как работают подрядчики. Если ИКС растет — SEO-специалисты отлично справляются.
- Удобное сравнение с конкурентами. Вы увидите, насколько лучше или хуже качество вашего сайта по сравнению с другими ресурсами той же тематики. Теперь будет легче найти действительно качественных конкурентов и подсмотреть у них фишки для продвижения. Узнать ИКС конкурентов можно в сервисе Яндекс.Вебмастер.
- Еще более глубокое погружение SEO-специалистов в область маркетинга. В остальном оптимизаторы продолжат работать по-прежнему: улучшать технические составляющие и юзабилити, повышать конверсию, размещать интересный и полезный контент. То есть делать то, что рекомендует Яндекс.
Как увеличить ИКС
Поскольку параметр будет обновляться раз в месяц, первые внятные кейсы в формате «сделали Х — вырос ИКС» появятся не раньше 2019 года. Чтобы понять сейчас, большой или маленький ИКС получил ваш сайт, сравните значение с показателями конкурентов.
ИКС конкурентов, как ориентир для оценки ИКС собственного сайта
Пока оптимизаторы строят гипотезы, которые подтверждаются ограниченным количеством данных:
- ИКС не зависит от тИЦ. Есть примеры, когда молодой сайт с тИЦ10 получил ИКС500 и выше. И, наоборот, старые ресурсы с тИЦ1000 получили ИКС20. Это не значит, что нужно полностью отказаться от внешних ссылок. В официальном релизе сказано, что они: «... не единственный показатель качества, на который стоит ориентироваться владельцам сайтов». Но «один из», поэтому забрасывать работу над ссылочным профилем не стоит. Для его анализа можно пользоваться инструментами Ahrefs, LinkPad, Megaindex.
- ИКС не зависит от возраста сайта, частоты публикаций, количества страниц и уникальности материалов. Пока нет привязки показателя к тематике и типу сайта (коммерческий и информационный), однако, Яндекс планирует учитывать эти данные в дальнейшем.
- ИКС больше у сайтов, на которые идет больше трафика. Одни оптимизаторы считают, что существует корреляция с общим объемом органического трафика, другие — с трафиком, полученным из поиска Яндекс.
Качественные сайты с более высоким ИКС получают больше трафика
- На величину ИКС влияют поведенческие факторы: количество отказов, глубина просмотра, характер движения курсора по странице и время, проведенное на сайте. Параметр больше у сайтов, у которых есть мобильная версия. Она улучшает поведенческие факторы, ведь сайт становится удобным для тех, кто выходит в интернет со смартфонов. А это 55% всех пользователей интернета.
- ИКС будет выше, если организовать на сайте чат. Яндекс уже отслеживает то, как быстро и полно оператор отвечает на вопросы пользователя. Гипотеза подтверждается публикацией в блоге Яндекса для вебмастеров «Статистика по Чатам: почему качество общения важно».
Яндекс учитывает качество работы онлайн-чатов
Со временем оптимизаторы соберут статистику и увяжут ее с изменениями. Так они получат больше данных о том, как рассчитывается показатель, и определят приблизительный вес отдельных факторов. Например, увеличили время, проведенное пользователем на сайте, — отметили рост ИКС.
Цель нормального SEO — не повышение отдельного показателя, а улучшение качества сайта в целом. Если сайт станет качественнее, пользователям будет удобнее решать свои задачи. Рост ИКС — побочный эффект, который влияет на доход только в том случае, если сайт используют как рекламную площадку: продают с него ссылки, размещают баннеры и рекламные статьи.
Для бизнеса гораздо важнее привлечение целевой аудитории, рост конверсии, снижение нагрузки на онлайн-консультантов и увеличение продаж. Однако если ИКС вашего ресурса сильно отличается от показателей конкурентов — это повод провести аудит, чтобы понять все ли в порядке с сайтом.
Теги: