В ТОПе поиска должны быть только полезные и качественные сайты. Такова позиция Яндекса. От этого зависит популярность поисковика, а как следствие — выручка от рекламы.
Механизм поисковой выдачи очень сложный. В нём и сейчас есть изъяны, а 5-10 лет назад их было гораздо больше. Этим пользовались владельцы сайтов и оптимизаторы — они искали «прорехи», чтобы продвинуть на первую страницу поиска свои ресурсы. Развитие Яндекса — это постоянная борьба с «серой» оптимизацией.
Чтобы делать поисковую выдачу всё более удобной и релевантной, Яндекс регулярно вводит новые алгоритмы. Каждый алгоритм — что-то вроде большого обновления. Их можно сравнить с самыми новыми версиями ПО для компьютеров, где устранены ошибки предыдущих версий и есть важные дополнения.
Почти всем алгоритмам Яндекс дал имена российских или европейских городов. Началась игра в «городки». Давайте посмотрим, какие алгоритмы разрабатывал Яндекс с 2008 по 2017 годы, и как они влияли и продолжают влиять на работу поисковика и позиции сайтов.
Алгоритм «Магадан»: распознавание аббревиатур, транслита и частей речи
Алгоритм «Магадан» появился 16 мая 2008 года. Он распознавал:
-
аббревиатуры,
-
транслит,
-
существительные и глаголы.
Теперь Яндекс знал, что «СПБ» — это Санкт-Петербург, а BMW — то же самое, что «БМВ», то есть марка машины. Но главное — переходы частей речи. Яндекс стал понимать, что запросы «разработать сайт» и «разработка сайтов» об одном и том же.
С «Магаданом» поиск стал проще. Теперь люди вводили запросы, не «подстраивая» их под поисковик. А ещё Яндекс стал информативнее: в выдачу попало около 1 млрд иностранных сайтов.
В июле вышла вторая версия «Магадана». Алгоритм немного доработали и добавили новые факторы.
«Находка»: больше некоммерческих сайтов в выдаче
Алгоритм «Находка» анонсировали 11 сентября 2008. Его главное достижение — появление в выдаче информационных сайтов. Раньше выдача была забита коммерческими, и люди с трудом находили полезные материалы.
Другие улучшения:
-
Яндекс стал лучше распознавать запросы с предлогами и союзами (например, «купить микроволновку в Москве и области»);
-
Расширился словарь связей (например, по запросу «авто ваз» в выдачу попадали страницы в том числе со словом «автоваз»).
«Находка» сделал Яндекс гибче и разнообразнее. Но конкуренция по многим запросам усилилась. Владельцы коммерческих сайтов стали увеличивать бюджеты на продвижение, SEO-продвижение подорожало.
«Арзамас» — начало регионального продвижения
«Арзамас» вступил в строй 11 апреля 2009, а его обновления выходили вплоть до 28 сентября.
Это «географический» алгоритм. К примеру, раньше человек вводил в поиске «салон красоты» — и Яндекс показывал ему салоны красоты по всей России. С «Арзамасом» москвичи стали видеть московские салоны красоты, петербуржцы — петербургские. Правда, пока ещё были охвачены далеко не все регионы.
С «Арзамасом» впервые все запросы разделились на 2 типа:
-
геозависимые;
-
геонезависимые.
Алгоритм упростил жизнь региональным компаниям. Раньше фирмы из разных регионов конкурировали по одним и тем же запросам. По итогам этой битвы ТОП выдачи заняли самые зубастые московские организации, а остальные плелись в хвосте. «Арзамас» это исправил: молодые региональные ресурсы больше не конкурировали напрямую с гигантами.
«Снежинск»: свести поисковые параметры воедино
17 ноября 2009 появился алгоритм «Снежинск». Он совершил небольшую революцию, о которой ещё долго говорили на SEО-форумах. Алгоритм ввёл в действие «Матрикснет» — метод машинного обучения. Вот что изменилось после этого:
-
Все показатели сайтов и контента, важные для продвижения, свели в одну систему. Теперь стоило измениться одному параметру — и он влиял на все остальные, а значит, и на релевантность сайта в целом. В итоге качество сайта в целом наконец-то стало важнее, чем релевантность отдельных страниц.
-
Количество факторов ранжирования увеличилось.
-
Яндекс научился отличать купленные (коммерческие) ссылки от естественных.
-
Ещё для 19 городов была создана региональная выдача.
-
Грань между гео-зависимыми и гео-независимыми запросами стала ещё резче.
Конкуренция между информационными и коммерческими сайтами продолжала нарастать. Благодаря Снежинску информационные начали побеждать. Энциклопедии, обзоры, руководства, гайды и полезные статьи вытесняли бизнес-сайты из ТОПа выдачи по гео-независимым запросам. А ведь таких запросов — более 70%!
А ещё Снежинск ударил по контенту с переспамом — плохим текстам без смысла и содержания, которые были набиты только ключевыми словами. Впервые был провозглашён принцип «тексты для людей».
Словом, Яндекс стал сложнее и умнее. Перестали работать проверенные схемы «делай раз-два-три — и ты в ТОПе». Владельцам сайтов и оптимизаторам срочно пришлось искать новые методы продвижения.
Обнинск: ещё больше факторов и борьба со ссылками
Алгоритм «Обнинск» начал действовать 13 сентября 2010. Формула ранжирования Яндекса стала ещё больше. Увеличилось число факторов, которые влияли на позиции сайта в выдаче.
«Обнинск» начал бороться с таким явлением «серого» SEO, как ссылочное продвижение. Раньше ссылки сразу влияли на позиции сайта. Купили пачку ссылок в статьях на разных информационных сайтах — и вот уже наш ресурс на на 30-й странице поиска, а на 15-й. Но «Обнинск» ввёл фильтр времени. Теперь ссылки влияли на изменение позиций в выдаче только спустя 2-4 месяца. А значит, некачественные покупные ссылки резко потеряли эффективность.
Продолжилась работа с гео-независимыми запросами. В выдаче по таким запросам преимущество получили сайты без привязки к региону.
Краснодар: Яндекс лучше понимает запросы
С алгоритмом «Краснодар» (15 декабря 2010) у Яндекса появилась технология «Спектр». Все сайты разделили на 60 смысловых категорий. Когда человек вводил в поиск слишком общий, неконкретизированный запрос, «Спектр» подбирал несколько подходящих вариантов.
Ещё с «Краснодаром» Яндекс научился индексировать профили людей в социальной сети «Вконтакте». А при ранжировании сайтов возросла роль поведенческих факторов — это проведённое на сайте время, процент людей, сразу закрывших страницу, и т.д.
Рейкьявик: выдача в соответствии с языком
В августе-сентябре 2011 заработал алгоритм «Рейкьявик». Яндекс научился распознавать языки. Если человек вводил англоязычный вопрос, то и сайты видел иностранные. Причём алгоритм был гибким:
-
если кто-то вводил «technology of robotics» — Яндекс показывал иностранные информационные сайты;
-
а если запрос был в духе «Mercedes» или «Spiderman» — алгоритм понимал, что человеку скорее всего нужна информация на русском об автомобилях «Мерседес» или фильмах про человека-паука.
Вроде бы ничего особенного. Но значение Рейкьявика в том, что он впервые сделал выдачу чуточку более персональной. И в следующих алгоритмах персонализация стала развиваться.
Помимо этого, благодаря «Рейкьявику» каждый час стали обновляться поисковые подсказки (когда человек начинал вводить запрос в строке — система подсказывала ему возможное продолжение запроса исходя из того, чем этот человек интересовался раньше).
Конкуренция по самым частым запросам резко подскочила. Начали выигрывать те сайты, где было очень много контента по различным редким, низкочастотным запросам. Поэтому сайты стали «раздуваться»: владельцы создавали там всё новые страницы, каждую — под какой-то запрос.
Калининград и Дублин: выдача становится персональной
«Калининград» (анонсирован 22 декабря 2012) — настоящий поворотный пункт в развитии Яндекса. С его введением у каждого пользователя появилась «своя собственная выдача». По одному и тому же запросу один человек теперь видел совсем другие сайты, чем другой. Причём сегодняшняя выдача могла отличаться от вчерашней.
Выдача зависела от интересов пользователя — долгосрочных и краткосрочных. Интересы распознавались так:
-
какие запросы человек вводил раньше;
-
на каких сайтах по этим запросам он проводил больше времени.
Результаты:
-
Плохие сайты, с которых люди быстро уходили, стали терять трафик катастрофическими темпами.
-
Развернулась битва за хорошие поведенческие факторы.
-
Вебмастерам пришлось продвигать сайты в целом: делать хороший дизайн и контент, составлять подробное семантическое ядро.
-
SEO-продвижение стало сложнее и дороже.
-
Зато поисковый трафик стал ещё более целевым: на сайт с большей вероятностью заходили потенциальные клиенты.
Продолжением «Калининграда» стал алгоритм «Дублин». Яндекс начал учитывать не только краткосрочные и долгосрочные, но и сиюминутные интересы пользователей.
Острова: интерактивные блоки прямо на странице выдачи
«Острова» — один из самых необычных алгоритмов. Яндекс дополнил выдачу специальными информативными блоками. Вводим название нового фильма или кинотеатра — и в поиске сразу видим расписание сеансов. Нужно куда-то улететь? Прямо из поиска покупаем билеты.
Большинства сайтов «Острова» мало коснулись. Правда, лучшие интернет-магазины смогли продвинуть в интерактив карточки товаров. А в целом борьба за поведенческие факторы продолжалась — владельцы сайтов добавляли больше фото и видео, собирали отзывы и участвовали в рейтингах.
Минусинск: нет купленным SEO-ссылкам!
Алгоритм «Минусинск» (от 15 мая 2015) вслед за «Обнинском» уменьшил влияние внешних ссылок.
Раньше сайт был тем весомее, чем больше ссылок на него вело. Поэтому оптимизаторы массово закупали эти ссылки. Например, есть какой-то сайт — а там в каждой статье встроенная ссылка на сайт заказчика. Иногда доходило до смешного: в статьях про выращивание цветов рекламировали железобетонные плиты или холодильники.
Это привело к тому, что появилась целая куча низкокачественных сайтов, у которых была одна цель — размещать ссылки на сторонние ресурсы. Владельцы тратили деньги не на улучшение своих сайтов, а на попытки обмануть поисковик.
Теперь такие сайты попали под фильтр. Какие-то просели в поиске, какие-то вообще из него исчезли. В основном алгоритм коснулся тех сайтов, продвижение которых было построено на закупке ссылок. Многие старожилы вылетели из ТОПа. Зато молодые сайты вырвались вверх.
Правда, Минусинск всё равно не решил полностью проблему закупки ссылок. Оптимизаторы просто стали осторожнее их закупать и разбавлять тысячами упоминаний сайта компании на форумах, в комментариях и т.д.
Владивосток: адаптация под мобильные устройства
Алгоритм «Владивосток» был запущен 2 февраля 2016. В 2016 году люди чаще заходили в интернет со смартфонов и планшетов, чем с компьютеров и ноутбуков. Поэтому Яндекс стал повышать в выдаче сайты, адаптированные под мобильные устройства. Если мобильной версии не было — сайт терял позиции. Причём результаты поиска в Яндексе со смартфона и ноутбука могли сильно отличаться.
Адаптированных сайтов на тот момент было всего 18%. С введением «Владивостока» их число начало быстро расти. А ещё владельцы начали убирать с сайтов все тяжёлые элементы, из-за которых сайт долго грузился в мобайл.
Палех: Яндекс стал лучше понимать необычные запросы
«Палех» (анонсирован 3 ноября 2016) — алгоритм на основе нейросетей. Он распознаёт редкие и неочевидные запросы. Мы вводим в поиске «Песня, которую крокодил поет на поезде» — система выдаёт ссылки на песню «Голубой вагон». Яндекс стал понимающим: можно обращаться к нему, почти как к человеку.
С одной стороны, Палех облегчил жизнь пользователям. Теперь им проще найти ответ в Яндексе, даже если они не очень корректно сформулируют запрос. С другой стороны, он ещё раз подтвердил: главное — не вписывать корявые ключи, а делать полезный контент.
Баден-Баден: больше никакой переоптимизации
Новый алгоритм Яндекса «Баден-Баден» официально действует с 23 марта 2017. Он окончательно поставил крест на переоптимизированных текстах. Вот такое больше не попадёт в топ:
Даже если переоптимизированы несколько страниц — в выдаче могут понизить весь сайт. И снова тот же вывод: решает качество контента. Нет смысла искать хитрые «серые» способы продвижения.
Чего добивается Яндекс?
Смысл всех алгоритмов в том, чтобы свести на нет манипулирование результатами поиска.
Раньше, в нулевых и начале 2010-х годов, было распространено чёрное SEO. Шло бесконечное сражение между Яндексом и оптимизаторами. Оптимизаторы искали дыры в поиске, чтобы всеми правдами и неправдами протащить в ТОП свои сайты. А Яндекс с помощью всё новых алгоритмов закрывал эти дыры.
Сейчас единственный способ попасть в ТОП — сделать полезный, удобный для пользователя, наполненный качественным контентом сайт. Яндекс сумел построить систему отбора и ранжирования, которая работает. И она продолжает совершенствоваться.