Перелинковка — это система связей между страницами сайта. В текст одной страницы вы включаете ссылки на несколько других, на которых тоже расположены внутренние ссылки и так далее. Ссылки становятся «мостиками» — они объединяют сайт в единое целое. Классический пример — Википедия:
Маркером отмечены ссылки, которые ведут на другие страницы «Википедии»
Такие ссылки упрощают навигацию и делают сайт удобнее для пользователя. Человек остаётся на сайте дольше и сразу находит нужные материалы — а значит, улучшаются поведенческие факторы. К тому же внутренние ссылки помогают в SEO-оптимизации.
Перелинковка универсальна: нужна интернет-магазинам, корпоративным порталам, информационным сайтам и личным блогам. Из этой статьи вы узнаете, как правильно её провести и приблизить свой сайт к ТОПу выдачи.
Как работает перелинковка
У перелинковки две функции
-
Навигационная. Посетителю не нужно разбираться в меню сайта и искать нужные материалы. Ссылки на всё полезное уже есть на странице (если перелинковка правильная). Хорошо всем: посетитель находит ответ на свой вопрос, а вы получаете «подогретого» лида, который может стать клиентом или постоянным читателем. К тому же страницы с перелинковкой затягивают. Вспомните ту же Википедию: её можно читать бесконечно. Люди будут открывать больше страниц и дольше оставаться на сайте. Поведенческие факторы из-за этого улучшаются, сайт поднимается в поисковой выдаче.
-
Оптимизационная. С перелинковкой проще нарастить «вес» отдельных страниц в глазах поисковиков. Делаете больше релевантных внутренних ссылок на страницы, которые тяжело продвигать в поиске — и SEO становится легче. Если страница с хорошими позициями в выдаче ссылается на другую страницу по какому-то запросу — релевантность страницы, на которую ведёт ссылка, возрастает. Если все статьи блога органично связаны ссылками друг на друга — увеличивается релевантность всего блога.
Маркетологи и вебмастера считают перелинковку эффективным, но и трудным в реализации приёмом
SEO-специалисты любят перелинковку. Это сравнительно простой инструмент, который даёт хорошие результаты.
С чего начать перелинковку
Главное требование — польза для людей. Взгляните глазами пользователя на страницы сайта и определите места, где перелинковка реально нужна.
-
С главной страницы ссылки ведут на разделы каталога, основные услуги, специальные предложения:
-
Страницы услуг можно связать перелинковкой между собой. Пользователь сможет оценить, какие услуги вы предоставляете в комплексе, и лучше понять, как они помогут решить его проблему:
-
Информационные статьи тоже выиграют от взаимной перелинковки — они дополняют друг друга и помогают читателю логично охватить всё, что вы пишете:
-
В FAQ и руководствах перелинковка обязательна: она помогает понять, как работает ваш сервис. Это не значит, что надо делать FAQ, если он не нужен. Но если вы предлагаете какой-то сложный продукт или сервис — FAQ с перелинковкой станет большим плюсом.
Пример перелинковки в руководстве для пользователей
Даже простая «навигационная» перелинковка улучшит ваш сайт. На более глубоком уровне при перелинковке нужно учитывать семантическое ядро сайта и карту релевантности.
Определите, «вес» каких страниц вам нужно увеличить для поисковых систем. Как правило, это страницы, заточенные под низко- и среднечастотные запросы.
-
Предположим, на сайте есть 5 страниц на схожую тематику. Это могут быть записи в блоге, посвящённые одной теме, но рассматривающие её с разных сторон. Если вы напишете ещё одну статью на эту тему — логично будет проставить на неё ссылки с других 5 страниц. Так поисковик поймёт, что она полезна, и в следующий раз выведет её выше в выдаче.
-
Если у вас есть 5 страниц с одинаковыми или сходными ключевыми словами, эти страницы могут конкурировать друг с другом в поиске. Но если 4 страницы будут ссылаться на пятую по общему ключевому запросу — Яндекс и Google поймут, что именно эта страница главная по данному ключу.
С помощью перелинковки можно делать акцент на определённых страницах. Так вы сможете лучше контролировать поисковую выдачу по продвигаемым ключевым фразам.
Как ставить ссылки
Ссылки при перелинковке не ставят в «чистом виде» — обычно используют анкор. Анкор — это текст ссылки. В статье ссылка с анкором выглядит как слово или фраза, по которому можно щёлкнуть и перейти на другую страницу.
Всё, что выделено синим — анкоры
Обычно ссылки с анкором выделяются голубым цветом, подчёркиванием или как-нибудь ещё. Это зависит от вашей CMS и текстового редактора сайта.
В качестве анкора лучше использовать ключевую фразу. Пишете обзорный текст о марках бетона и предлагаете купить бетон вашего производства — ставьте ссылку с текстом «купить бетон М150».
Внутренняя ссылка, адаптированная под коммерческий запрос
Такие ссылки выглядят органично и говорят поисковым системам, какому запросу соответствуют.
Не надо делать много ссылок с одинаковым текстом на одну страницу. Это могут расценить как спам. Разбавляйте анкоры дополнительными словами, меняйте словоформы. Главное — чтобы фраза со ссылкой выглядела естественно и органично вписывалась в текст.
По тексту ссылки должно быть понятно, куда именно она ведёт. Люди не открывают непонятные ссылки. Поэтому нежелательно употреблять анкоры вроде «здесь», «тут», «по ссылке» и подобные. Лучше пишите «в статье о различии марок бетона», «правила выращивания тюльпанов», «загляните в каталог туристических палаток». Такие анкоры длиннее, зато яснее.
Другие форматы перелинковки
Перелинковка — это не только ссылки непосредственно в тексте. Есть и другие варианты:
-
Отдельные врезки в тексте. Они могут выглядеть так:
-
«Хлебные крошки». Это внутренние ссылки наверху каждого материала. Они показывают весь путь к материалу от главной страницы.
-
Динамические блоки «Сопутствующие товары», «Похожие статьи», «Интересное по теме» и т.д. Их обычно размещают в сайдбаре. Это сложнее реализовать, чем обычную текстовую перелинковку. Зато такие блоки отлично работают: по ним чаще кликают.
Вот пример перелинковки на новостном сайте:
А вот как это реализовано на Озоне:
Пользователям выводят ленту рекомендаций со ссылками на товары, которые могут их заинтересовать
Распространённые ошибки
Задача перелинковки — упростить людям пользование сайтом. Эту задачу надо держать в голове. Иначе получаются ошибки.
-
Перелинковка ради перелинковки: по 10-20 ссылок на разные страницы. Это только путает. Ориентироваться на такой странице сложно, она становится перегруженной.
-
Нерелевантные ссылки. Не надо ставить в тексте про ремонт смартфонов ссылку на каталог подержанных ноутбуков, даже если у вас интернет-магазин с самыми разными товарами. Поисковые системы распознают нерелевантные внутренние ссылки и понижают позиции сайта. Нет смысла обманывать Яндекс и Google — они всё равно хитрее.
-
Циклические ссылки: когда страница ссылается сама на себя. Это бессмысленно.
-
Обилие бесполезных страниц, задача которых — продвижение по низкочастотникам. Перелинковка не спасёт страницы-дубли.
Если у вас несколько сайтов, нежелательно делать между ними перелинковку (особенно с одного IP-адреса). Google и Яндекс могут посчитать, что вы создаёте ссылочную сеть. Если внешние ссылки с одного сайта на другой уже есть — уберите их или закройте от индексации атрибутом rel="nofollow".
Что нужно запомнить
За счёт перелинковки можно увеличить поведенческие факторы сайта и грамотно распределить «вес» страниц. Это помогает в SEO-продвижении и увеличивает лояльность посетителей.
Внутренние ссылки можно ставить практически на любой странице сайта, если они там уместны и полезны. В тексте ссылок есть смысл использовать ключевые запросы.
Перелинковка — это не только ссылки в тексте, но и блоки динамического контента. Карусель рекомендуемых или похожих товаров, сходных материалов тоже помогает связать разные страницы сайта.
Заботьтесь об удобстве пользователей, правильно объединяйте страницы внутренними ссылками — и перелинковка принесёт пользу.